Фумигация зерновых грузов на судне - опасность взрыва
Предпочтительным методом фумигации зерновых грузов, является использование газовых гранул (фосфид алюминия), которые распределяются (рассеиваются) равномерно поверх выровненной укладки сыпучих зерен сертифицированными компаниями.
Одним из преимуществ поверхностного применения газовых гранул является то, что происходит первоначальное быстрое накопление газа в пустотном пространстве поверх груза в люковом квадрате (комингсе), с последующим проникновением вниз в груз в течение определенного периода времени. Гранулы будут реагировать с атмосферной влагой и растворяться с течением времени, создавая газ фосфина. Скорость реакции увеличивается в зависимости от более высоких температур и относительной влажности воздуха, запертого внутри пустого пространства. Все, что остается после превращения гранул в газ-это серо-белая порошкообразная зола.
Фосфид алюминия сам по себе не является легковоспламеняющимся, но когда он становится влажным при контакте с влагой в воздухе или воде, образуется газ фосфида водорода, который может самопроизвольно воспламеняться в воздухе при концентрациях выше его нижнего предела воспламенения. Воспламенение высокой концентрации фосфинового газа может привести к взрывам.
За последние несколько лет было зафиксировано несколько случаев, когда газообразный фосфин поверх зерновых грузов самопроизвольно воспламенялся, что приводило к взрывам внутри грузовых трюмов. Сила этих взрывов привела к тому, что стальные крышки люков были подняты из их герметичного положения, что привело к деформированным панелям люков, оторванным зажимам и т. д. Некоторые суда должны были выгружать свой груз в порту погрузки, чтобы провести необходимый ремонт до того, как им разрешат перегружать свои зерновые грузы.
Исследования на этих судах показали, что причиной стало неравномерное распределение газовых гранул поверх насыпного груза. Было установлено, что газовые гранулы были нагромождены небольшими кучками вдоль внутренней стороны комингса люка. Нагромождение гранул привело к концентрированному (ускоренному) высвобождению фосфинового газа, который заполнил пустое пространство до такой степени, что он достиг своего нижнего предела воспламенения и самопроизвольно взорвался.
Тому примером, является недавний инцидент произошедший на сухогрузе "Минойская Слава" в бухте Беррард в Западном Ванкувере. Также стоит упомянуть о трагической аварии на борту сухогруза BAHRI BULK в ОАЭ в этом году, в результате которой, от действия газа фосфин погибли три человека
Трагическая авария, как сообщается, произошла на борту сухогруза BAHRI BULK, пришвартованного в Даммаме, Саудовская Аравия, 24 февраля. Корабль прибыл в Даммам из Бразилии с грузом гранул пшеничных отрубей. Матрос вошел в закрытый трюм и рухнул. Капитан и старший помощник бросились ему на помощь и тоже рухнули. Все трое были доставлены в больницу, но скончались, как выяснилось, находясь в реанимации. Капитан был украинцем, старший помощник и матрос -индейцами.
Рекомендуется, чтобы экипаж внимательно следил за грузовыми трюмами, которые подвергаются фумигации, чтобы убедиться, что газовые гранулы равномерно распределены по верхней части штабеля и что гранулы не просто сбрасываются в большие кучи, что может привести к взрывам во время морского рейса.
Источник: skuld, fleetmon.com