Обращение участников XVI Международного зернового раунда

Обсудив ситуацию, сложившуюся в сельском хозяйстве и на зерновом рынке страны, участники XVI Международного зернового раунда отмечают, что в прошедшем году аграрный сектор и зерновой рынок столкнулись с качественно новыми вызовами, которые обострили нерешенные  задачи отрасли – достижение устойчивости доходности сельскохозяйственной деятельности, формирование стимулов к технологической модернизации, резко выросла закредитованность предприятий отрасли, остается низкой конкурентоспособность отрасли как в отношении других отраслей национальной экономики, так и значительной части отечественной продукции на рынке.

Хотя проведена определенная модернизация практики реализации Госпрограммы, но сохранение прежних подходов и механизмов, не отвечает качественно изменившейся экономической ситуации и поставленным задачам импортозамещения на основе роста конкурентоспособности отечественной агропродовольственной продукции.

Ключевым вопросом становятся не масштабы бюджетной поддержки, которую следует увеличить, а четкое определение долгосрочных задач развития отрасли и конкурентоспособность государственного регулирования аграрного сектора.

Необходим переход от декларирования задач роста конкурентоспособности и импортозамещения к мерам по стимулированию их достижения на основе повышения доходности сельскохозяйственной деятельности обеспечивая устойчивую мотивацию производителей к росту масштабов и повышению эффективности сельскохозяйственной деятельности.

Импортозамещение и достижение высокой конкурентоспособности не самоцель, а средство повышения инвестиционной привлекательности отрасли, создания условий для роста уровня жизни и материального благосостояния, т.е. инструмент для решения задач развития сельского хозяйства и сельских территорий, а также обеспечения продовольственной безопасности.

Вместе с тем на практике реализуются прежние подходы, ограничивающие конкурентоспособность аграрного сектора:

Ø ориентация на рост производства продукции без учета требований реальной конкурентоспособности;

Ø политика бюджетной «фронтальной» поддержки АПК, а не прорывных направлений развития, ведет к распылению средств поддержки и не позволяет добиться должного эффекта;

Ø искусственное сдерживание цен на продукцию, ограничивая доходы сельхозпроизводителей негативно влияет на их производственную, инвестиционную и инновационную активность;

Ø отсутствие долгосрочных программ стимулирования сбыта и потребления сельхозпродукции на внутреннем рынке и ясной политики в отношении агропродовольственного экспорта;

Ø нарастание административного давления на аграрный бизнес, которое зачастую является следствием стремления к самосохранению надзорных органов, а не обеспечением интересов государства и общества.

В текущем зерновом году аграрный бизнес оказался в ситуации неопределенности. Так, лишь в начале 2015 года были реализованы решения по субсидированию инвестиционных проектов, однако часть из заключенных кредитных договоров так и не была принята к субсидированию. Лишь в мае был внесен в Правительство России нормативный акт об обратном выкупе зерна из интервенционного фонда, хотя Минсельхоз России декларировал такое решение еще в начале интервенционных закупок. На фоне второго за постсоветскую историю урожая зерна, кулуарно, было принято решение о введении экспортных пошлин на пшеницу, нерациональность которого подтверждена решением об их досрочной отмене. Сохраняется неопределенность в вопросе обязательности установки тахографов на технику, остаются нерешенными вопросы рационального агрострахования и погектарных выплат и др. Все эти проблемы снижают доходность и подрывают стимулы к развитию у сельхозпроизводителей, но не оказывают должного влияния на удержание роста потребительских цен, то есть действуют с точностью наоборот заявляемым официальным целям.

Участники XVI Международного зернового раунда отмечают, что ряд принимаемых сегодня мер носят позитивный характер, однако считают, что необходимы системные меры по формированию новой конкурентоспособной агропродовольственной политики, переработка  Госпрограммы и оперативное решение следующих задач:

- сохранение масштабов поддержки отрасли на 2016-2020 годы в объемах не ниже установленных Госпрограммой;

- при введении вывозных пошлин на зерновые товары предусматривать прямые компенсации зернопроизводителям для компенсации выпадающих доходов;

- ввести мораторий на любые изменения нормативно-правовых актов, ухудшающих условия деятельности сельхозпроизводителей и пересмотреть законодательные акты, расширяющие контрольно-надзорные функции и создающие предпосылки для коррупционных отношений;

- отказаться от обезличенной поддержки технологической модернизации и перейти к поддержке по конечному результату хозяйственной деятельности – производство конкурентоспособной продукции;

- разделить бюджетную поддержку на средства поддержки (для ограниченного перечня направлений сельхоздеятельности) и средства развития сконцентрировав финансовые и организационные ресурсы на прорывных направлениях, которые должны определяться не узким кругом чиновников и отдельных экспертов, а в ходе широкой  открытой дискуссии экспертного и бизнес сообщества. В  том числе для продвижения наилучших доступных технологий создать специальный Фонд развития АПК;

- обеспечить приоритет господдержки конкурентоспособным хозяйствам;

- отказаться от политики сдерживания закупочных цен и введения экспортных ограничений на сельхозпродукцию без компенсации упущенной выгоды сельхозпроизводителям;

- перейти от прямых интервенций к залоговым операциям и установлению минимальных гарантированных цен, что требует ускоренного принятия ФЗ «О зерновых товарных складах общего пользования»;

- принять нормативные акты для стимулирования процессов концентрации, включая  поглощение эффективными производителями низкоэффективных хозяйств, дополняя эти меры созданием альтернативной сельской занятости;

 - обеспечить поэтапный переход от единого сельскохозяйственного налога к общей системе налогообложения, сохранив все льготные режимы, предусмотренные для сельхозпроизводителей;

- снять ограничения на применение современных биотехнологий в сельском хозяйстве России, одновременно обеспечив защиту прав потребителей;

- установить в постоянном режиме пониженный уровень железнодорожных тарифов в целях снятия избыточного предложения зерна в регионах удаленных от зон потребления;

- исключить требование обязательности установки тахографов на самоходную сельскохозяйственную, автомобильную и иную технику, перевозящую сельскохозяйственную продукцию;

- поддержать инициативы Деловой России по снятию административных барьеров и предложить в рамках Экспертного Совета при Правительстве России сформировать рабочую группу по административным барьерам на агропродовольственном рынке;

- обеспечить переход на финансирование прикладных  научно-методических работ и НИОКР на основе грантов, под гарантии их внедрения в практику;

- обеспечить целевую подготовку и переподготовку кадров для реализации современных технологий.

Участники XVI Международного зернового раунда обращаются к федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, зернопроизводителям, отраслевым объединениям товаропроизводителей АПК, бизнес-сообществу c призывом консолидировать усилия в решении указанных задач и выражают уверенность в том, что реализация настоящих рекомендаций будет способствовать устойчивому развитию рынка зерна и агропродовольственного сектора страны, окажет положительное влияние на ход социально-экономического развития и укрепление позиций России на мировом агропродовольственном рынке.

 

Источник: РЗС