Сразу после выборов в ГД, власти предложили выдавать лицензии на уничтожение тараканов и клопов
Роспотребнадзор намерен ввести лицензии на деятельность по уничтожению насекомых, грызунов и проведению дезинфекции. Ужесточить контроль за дезинсекторами предложили на фоне отравления московской семьи арбузом из «Магнита»
Роспотребнадзор подготовил поправки в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Как следует из документа, размещенного на портале проектов нормативных правовых актов, ведомство намерено ввести лицензирование деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ.
Иными словами, речь идет о работах по уничтожению потенциально опасных для человека микроорганизмов на разного рода объектах; насекомых (например, тараканов, клопов, муравьев, клещей, комаров и т.д.) в жилых и производственных помещениях, а также крыс, мышей и других грызунов.
Законопроект подготовлен по поручению правительства. Несвоевременное, а главное, некачественное проведение подобных мероприятий может привести к «крупным вспышкам инфекционных заболеваний», указано в сводном отчете к законопроекту. Если последний будет принят, то прописанные в нем требования вступят в силу с 1 марта 2022 года.
Лицензирование работ и услуг в этой сфере позволит контролировать оборот химических дезинфекционных средств, а также установить контроль за безопасностью работ по дезинфекции, уничтожению насекомых и грызунов для борьбы с переносчиками и предотвращения биологических угроз, уточнили РБК в пресс-службе Роспотребнадзора.
Спорная деятельность
Лицензии государство вводит, чтобы предупреждать, выявлять и пресекать нарушение предпринимателями требований, которые установлены законом для определенной сферы деятельности, напоминает руководитель практики имущественных и обязательственных отношений юридической компании Amulex.ru Галина Гамбург.
Сейчас деятельность дезинфекторов и дезинсекторов в России лицензируется «косвенно», поскольку у органов власти не было единой позиции по поводу того, нужны ли им лицензии, отмечает Гамбург. В 2018 году Верховный суд определил, что для выполнения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ нужна лицензия, аргументировав это тем, что хотя эти работы и не являются медицинским вмешательством и медицинской услугой, они включены в понятие «медицинская деятельность». Позицию Верховного суда поддерживал Роспотребнадзор, но вот Минздрав с ней не согласился: из писем министерства следует, что лицензия для этой деятельности не нужна, отмечает Гамбург.
Предложение ужесточить контроль за проведением дезинсекционных работ последовало после того, как в сентябре 2021 года несколько москвичей отравились арбузом, купленным в магазине «Магнит» на Совхозной улице. В результате скончались 15-летняя девочка и ее бабушка, мать была госпитализирована. Возможной причиной отравления, по версии Роспотребнадзора, могло стать проведение в магазине дезинсекции. При исследовании арбузов, которые ели пострадавшие, были обнаружены следы вещества для дезинфекции, а в крови пострадавших — следы этиленгликоля, обладающего токсическим и ядовитым действием. В «Магните» сообщили, что после случая со смертельным отравлением семьи убрали из продажи всю партию арбузов в Москве и других регионах.
В середине сентября Пресненский суд Москвы арестовал до 15 ноября сотрудника компании, проводившего дезинсекцию в московском магазине «Магнит», где был куплен арбуз. По версии Следственного комитета, 39-летний Антон Котов нарушил правила проведения дезинсекции. Следователи опубликовали запись с камер наблюдения, на которой видно, что во время дезинсекции находящиеся на полках фрукты и овощи не были прикрыты.
Гендиректор обрабатывавшей магазин компании «Областной центр дезинфекции» Дмитрий Кутьев заявил, что погибшие от отравления после покупки арбуза не могли пострадать из-за химического вещества, которое попало на ягоду в процессе дезинсекции. Компания, по его словам, работает десять лет и не использует столь опасные средства дезинсекции, а работы проводит с соблюдением санитарных норм. Работу сотрудника Котова, проводившего дезинфекцию магазина, Кутьев назвал профессиональной, пояснив, что тот развел химию в нужной дозировке, обрабатывал помещение без людей, в присутствии руководителя магазина и действовал согласно инструкции.
«Магнит» после отравления людей сообщил о внеплановой проверке всех подрядчиков, которые проводят дезинсекцию в его помещениях, и пообещал усилить контроль за соблюдением санитарных правил в магазинах. Проверку подмосковного «Областного центра дезинфекции» начала также прокуратура.
Объем российского рынка дезинфекции и дезинсекции в 2019 году достиг 13,3 млрд руб., оценивало маркетинговое агентство «ГидМаркет» на основе данных Росстата. За пять лет он вырос в стоимостном выражении на 46%, среднегодовой темп прироста составил 12%.
В прошлом году спрос на услуги дезинфекции резко вырос из-за пандемии коронавируса и необходимости проводить карантинные мероприятия, отмечают аналитики. Так, в январе—мае 2020-го относительно аналогичного периода 2019 года количество поисковых запросов в «Яндексе» на услуги дезинфекции увеличилось в 2,4 раза; спрос на услуги дезинсекции, не связанной с пандемией, вырос, соответственно, на 11%, то есть в пределах среднегодовых темпов роста за последние пять лет. По данным Роспотребнадзора, в 2020 году число объектов, на которых была проведена профилактическая дезинфекция, выросло по сравнению с 2019 годом в 3,3 раза, до 988,9 тыс. объектов.
Иными словами, речь идет о работах по уничтожению потенциально опасных для человека микроорганизмов на разного рода объектах; насекомых (например, тараканов, клопов, муравьев, клещей, комаров и т.д.) в жилых и производственных помещениях, а также крыс, мышей и других грызунов.
Законопроект подготовлен по поручению правительства. Несвоевременное, а главное, некачественное проведение подобных мероприятий может привести к «крупным вспышкам инфекционных заболеваний», указано в сводном отчете к законопроекту. Если последний будет принят, то прописанные в нем требования вступят в силу с 1 марта 2022 года.
Лицензирование работ и услуг в этой сфере позволит контролировать оборот химических дезинфекционных средств, а также установить контроль за безопасностью работ по дезинфекции, уничтожению насекомых и грызунов для борьбы с переносчиками и предотвращения биологических угроз, уточнили РБК в пресс-службе Роспотребнадзора.
Законопроект находится на сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.
Экспертное заключение доктора биологических наук Рыльникова В.А.
Какое влияние на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации может оказать предлагаемое регулирование?
Во всех субъектах Российской федерации присутствуют региональные подразделения Роспотребнадзора (РПН): центры гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ), в составе которых имеются подразделения, выполняющие хозяйственные функции на договорной основе. Изменения в ФЗ "О лицензировании видов деятельности" вносит РПН, чтобы обеспечить им конкурентное преимущество по сравнению с услугами, которые предлагают предприниматели (АО, ООО, ИП). РПН оказывал, оказывает и продолжит оказывать давление на заказчиков услуг, имея в своем распоряжении мощный административный ресурс в виде Территориальных управлений по надзору, принуждает к заключению договоров с ЦГиЭ. Причина - порочное совмещение надзорных и хозяйственных функций, сосредоточенных в руках одного ведомства. Предлагаемое регулирование окажет отрицательное воздействие на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.
Повлияет ли принятие проекта НПА на расходные обязательства субъектов Российской Федерации?
Ответ следует из результатов монополизации рынка: доходы от налоговых поступлений сократятся, а расходные статьи на содержание работников государственных учреждений, подведомственных Роспотребнадзору вырастут, неизбежно. Причина роста расходов - более высокая себестоимость работ по сравнению малым бизнесом. Договора, направленные на уничтожение вредителей (членистоногих, грызунов и прочих), которые в подавляющем большинстве между хозяйствующими субъектами, могут быть подменены на санитарно-противоэпидемические мероприятия с привлечением исключительно медицинских работников, что, неизбежно, приведет к росту расходов из местных и федерального бюджетов
Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы?
Представители РПН приводят аргументы, что лицензирование наведет порядок, устранит недобросовестных исполнителей, будет способствовать росту санитарно-эпидемиологического благополучия, однако, это только лозунг. Рекомендации и предписания инспекторов предпринимателями, как правило, принимаются - все они заинтересованы в длительной работе на рынке, росту материально-технической базы, своих квалификаций. Есть опыт, реализованный во многих регионах России, затронутых чрезвычайными ситуациями, когда предприниматели приходили на помощь государственным службам в их устранении.
Однократная процедура выдачи лицензии без постоянного контроля за соблюдением лицензионных требований станет пустой формальностью, однако, в течение многих лет никто не мешал РПН вести надзор на основании санитарных правил, где были прописаны все необходимые требования. По многочисленным отзывам такое регулирование мало кто наблюдал. Больше всего РПН уделял внимание, каким образом обеспечить преимущества своим подразделениям перед предпринимателями.
Регулировать рынок, конечно, сложнее, чем выстроить вертикаль из госструктур, однако, потеря рынка будет трудно восполнимой утратой.
Нет, предлагаемое регулирование не является оптимальным способом решения проблемы.
Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
В результате монополизации рынка тысячи предпринимателей окажутся "на улице",
Налоговые отчисления будут существенно сокращены.
Вырастет "черный рынок услуг" для физических лиц.
Вырастут цены на услуги.
Будет способствовать росту коррупции на всех уровнях, требуемых для получения лицензии - опыт большой, по итогам получения лицензий в медицине и других областях.
Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
Усиление вертикали власти.
Существуют ли альтернативные (менее затратные и (или) более эффективные) способы решения проблемы?
Повышение ответственности исполнителей работ по управлению численностью вредителей - биологические виды, через:
1) утверждение профессионального стандарта (находится на утверждение в Минтруда РФ) для всех четырех групп квалификаций;
- специалисты с высшим биологическим образованием;
- специалисты со средним биологическим, ветеринарным, образованием зоотехника, охотоведа:
- рабочая профессия "Дезинфектор" второй разряд;
- рабочая профессия "Дезинфектор" третий разряд;
2) утверждение стандарта деятельности (ГОСТ) по образцу, принятых в Европейском союзе, а также с учетом СТО 55003215.001-2012 c изменениями №1 (2015 г)
УСЛУГИ ПО ДЕЗИНСЕКЦИИ, ДЕРАТИЗАЦИИ, БОРЬБЕ С ПРОЧИМИ ВРЕДИТЕЛЯМИ В ЗДАНИЯХ, СТРОЕНИЯХ И НА ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ. Общие технические условия. Service. Pest control at the building, constructions and adjoining territory. General specifications. НЧНОУ "Институт пест-менеджмента".
Москва, 2012..
Это решение подкреплено:
● Федеральный закон "О независимой оценке квалификации" от 03.07.2016 N 238-ФЗ"
● Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности."
Ваше общее мнение по предлагаемому регулированию?
В настоящее время считать не обоснованным предложение о лицензировании услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации. К изменениям в ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности" должно было быть приложено подробное положение о требованиях, предъявляемых к лицу, претендующему на получение лицензии, расписан порядок получения лицензии, перечислены возможные причины отказа, организации, ответственные за их выдачу, порядок обжалования отказов, стоимость лицензии - все это должно быть обсуждено обществом не только среди государственных служащих, но и среди предпринимателей, принято в приоритетном порядке, до принятия поправок в ФЗ.
Источник: РБК